Транспорт Правила безопасности в метро

Общие правила безопасности в метро:
Не стойте у края платформы, подходите к дверям после остановки состава и выхода пассажиров.

В случае давки в метро, пользуйтесь другими линиями или наземным транспортом, не подвергайте себя лишней опасности.
Если человек упал на рельсы, немедленно надо послать двух пассажиров к сотруднику метрополитена, а одного - к краю платформы, чтобы он подавал сигналы машинисту поезда, размахивая вверх-вниз любой яркой тканью. Если упавший может самостоятельно передвигаться, следует помочь ему выбраться, при этом следя, чтобы он не коснулся контактного рельса у края платформы. Если человек не может сам быстро выбраться, надо сказать ему, чтобы он бежал вперед по ходу движения поезда до лестницы в начале платформы, либо лег между рельсами и не вставал до отхода поезда.
Находясь на эскалаторе, крепко держитесь за поручень. В случае серьезной аварии эскалатора надо быть готовым перепрыгнуть на соседний эскалатор.
В поезде старайтесь сесть в вагоны в центре состава. Они обычно меньше страдают от аварии, чем передние или задние. В вагоне обращайте внимание на оставленные сумки, портфели, свертки, игрушки, банки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться самодельные взрывные устройства. Немедленно сообщите об обнаружении таких предметов машинисту поезда, дежурному по станции, работнику милиции. Не открывайте их, не трогайте руками, предупредите стоящих рядом людей о возможной опасности. Взрывные устройства могут быть заложены и под сиденьями, поэтому лучше стоять во время движения, а не сидеть.
Если Вас толкнули, и вы упали на рельсы:


1.    Когда вы почувствовали, что равновесие потеряно и вы падаете, сделайте  попытку прыжка на ровный участок между рельсов (в лоток) или на шпалы. Самое главное это удачно упасть и не получить серьезную травму.
Не бойтесь, сами рельсы не под напряжением и внизу вам ничего кроме поезда не угрожает. Понятно, что вы будете испуганы, но не поддавайтесь панике. Твердо помните, что у вас есть несколько способов выбраться и не попасть под поезд.
2.    Если после падения вы не получили серьезных травм и до поезда еще далеко (не виден свет фар), то лучше всего осторожно встать, подойти к платформе, поднять руки и громко попросить тех, кто находится на перроне, помочь вам выбраться. Они должны за руки втащить вас на перрон. При этом обращайте внимание на контактный рельс (КР) - он красноватый (оранжевый), идет вдоль перрона под его краем и закрыт пластмассовым (стеклопластиковым) изолирующим кожухом.

Вид токопроводящего контактного рельса, расположенного под краем платформы (закрыт оранжевым защитным кожухом). В центре виден узел крепления рельса к шпале.



Его можно касаться только сверху и сбоку, поскольку открытая токопроводящая часть КР обращена вниз. Однако когда вас будут вытаскивать, старайтесь не наступать на него, т.к. под весом защитный стеклопластик может прогнуться или треснуть и вы можете получить удар током (550-750 В). Кстати, шок при этом будет весьма хороший, но смертельные случаи от удара током весьма редки.
Помните, что в среднем время между двумя поездами составляет около 2,5-3,5 минут. Если люди сразу не стали вам помогать (или стоят одни женщины), то попытайтесь выбраться на перрон самостоятельно (см. п.  3) или лучше всего быстро бегите по ходу поезда к месту остановки первого вагона (см. п. 4).
3.    Если вам никто не помогает, а до конца перрона бежать далеко, то можно попытаться выбраться наверх самостоятельно, используя в качестве опоры для ноги узел крепления контактного рельса. Для этого вам нужно найти ближайший узел крепления оранжевого контактного рельса к шпалам, подбежать к нему, встать ногой на чугунную подушку на узле КР (или на кожух КР рядом с ней), оттолкнуться и выпрыгнуть на платформу, схватившись руками за ее край. Помните, что пластиковый кожух КР малопрочный и становиться нужно как можно ближе к узлу крепления. Если же вы получили  травму руки, то лучше не терять время на самостоятельные попытки выбраться этим способом, а бежать по ходу движения поезда к месту остановки первого вагона. Более того, не нужно даже пытаться выбраться, если из тоннеля показался поезд.

Внешний вид узла крепления контактного рельса.


4.    Если при падении вы не травмировались и можете самостоятельно двигаться, то нужно быстро идти по ходу поезда к месту остановки головного вагона. Ориентиром вам будет служить черно-белая рейка, укрепленная на пути.
Во-первых, там зона безопасности и есть технический выход на платформу - лесенка, обозначенная на шпале белым треугольником без буквы. По ней вы сможете самостоятельно уйти с пути. Во-вторых, это увеличит расстояние до поезда и даст машинисту возможность вовремя затормозить. Однако, если вы не добежали вы не добежали до полосатой рейки, а поезд уже выехал из тоннеля на станцию, то не думая ложитесь в лоток.
5.    Если вы травмированы, очень испуганы или на какие-либо действия нет времени из-за приближающегося поезда, то вы должны срочно лечь на живот в лоток между рельсами головой по направлению к поезду. Ложиться надо именно в лоток, а не пытаться спрятаться под уступ платформы. Помните, что у вагона сбоку расположены выступающие за габариты железнодорожной тележки токосъемные пластины, которые скользят снизу по контактному рельсу. Они вас обязательно сбоку зацепят.
Токосъемная пластина поезда (токоприемник). Крупный план.


В лотке же места хватает и поезд вас не заденет. Основная задача не испугаться, поскольку если поезд накроет вас, то в 30-40 см вокруг (практически возле лица) будет стоять жуткий грохот, визг, жар, сыпаться искры. Ложиться надо головой к поезду, чтобы воздухом не подняло края одежды и она не могла бы зацепилась за элементы поезда.
После остановки поезда (если вы находитесь под ним) не вставай, а дождись дежурную по станции и машиниста. Они определят и скажут, как вас будут эвакуировать наверх. Это займет примерно 15-30 минут. Терпите.

Если все же в метро произошел взрыв и поезд остановился в тоннеле:

•   сразу постарайтесь открыть дверь;
•   при этом не стремитесь немедленно выбраться из вагона. Дождитесь команды машиниста по громкой связи. Прежде, чем пассажирам можно будет выходить из вагонов в тоннель, должно быть снято напряжение с контактного рельса и включен свет;
•    если в тоннеле дым, закройте рот и нос платком и ложитесь на пол вагона, чтобы не задохнуться;
•    старайтесь не прикасаться к металлическим частям вагона;
•    следуйте советам машиниста, он сообщит, когда можно выходить из вагона и в каком направлении двигаться;
•    Вы должны помнить правила безопасности. В отличии от станции контактный рельс внутри тоннеля может проходить как слева, так и справа. И все же, в большинстве случаев, он расположен слева, поэтому выходить из вагона следует только на правую по ходу движения сторону поезда. Там расположены низковольтные системы управления движением и системы экстренной связи. Кроме того, эта сторона специально используется для прохода, на ней монтируются специальные лавочки, так называемые банкетки, которые устанавливаются в нишах-углублениях;
•    Если есть возможность, старайтесь дождаться спасателей.